Роман Колесниченко

Сущность рынка: как рынок действует на потребителя

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 31 - Рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...

Это открытка, которую я сфотографировал в одном из книжных магазинов. Уж очень она меня идеологически задела и побудила к размышлению о рынке. Вы видите, что написано на открытке? А внутри продолжение: «до неприличия мало!». Чтобы рынок жил, люди постоянно должны покупать. И чем больше, тем лучше. Реклама новинок, определение моды — влияют на уровень прибыли. Каждый раз вещь следует за вещью. Вы покупаете одну вещь, модную сегодня, на следующий день выходит новая подобная вещь, вчерашняя уже становится не нужна, и вы бежите, покупаете новую. Это оборот, представляющий собой в прямом смысле механизм, настроенный на выкачку огромной прибыли с населения. И люди думают, что свободны в своём индивидуальном выборе, по сути, ничем не отличающегося от остальных. Человека в буквальном смысле принуждают делать покупки. Выкидываете старую вещь, купленную недавно, чтоб приобрести новую, завтра выкинете новую, чтоб купить ещё новее. В этом процессе нет никакого смысла, но это нужно, чтоб выкачивать прибыль и поддерживать оборот. Таким образом, система сама себя воспроизводит. А если быть точным, то люди, вовлечённые в этот процесс по уши, сами воспроизводят и питают эту систему. Эта система существует за счёт человеческих жизней и энергии, которую они тратят со всеми вытекающими ссорами, болезнями и депрессиями. И это нужно для того, чтобы кто-то где-то что-то купил, а вы получили бы проценты на собственное выживание. Поэтому они всячески поддерживают потребительскую активность самыми разными изощрёнными способами. Они делают вещь и убеждают о необходимости этой вещи, и человек попадает в зависимость вещей, определяющих его жизнь и уровень положения в социуме. Новые вещи определяют новые потребности человека, и он бежит вдогонку за новыми вещами, следит за новинками и модой, и старается не отставать от так называемой жизни, которую диктует ему рынок. Тут уже очевидно, что человек не сам определяет себя, своё положение и своё движение в системе, а его жизнь определяет сама система, в которой он находится. И он живёт так, как требует система, чтобы постоянно поддерживать баланс между сбытом продукции и ростом производства.

     Вот ещё одна модель сбыта ненужного продукта, созданная по типу показал-продал. Нам показывают всё в «крутом» виде от мультфильмов до фильмов, создавая в мозгу определённый образ для подражания, культивируя идол, бренд, образ которого глубоко запечатлевается у нас в мозгах. И на основе этого выпускаются всевозможные карточки, наклейки, журналы с образами героев фильмов или мультфильмов, и призывают: купи, приобщись, стань «круче», моднее, продвинутее. Происходит формирование этакого комплекса неполноценности. Как дети, так и взрослые просят своих идолов, к образу которых они хотят приобщиться. К примеру, женщины. Смотрят передачу «Снимите это немедленно», как там якобы дурнушек превращают в золушек, одевают их в модные тряпки и накладывают слои макияжа, в конечном итоге культивируют бренд. Смысл этого — приобщение к бренду. Насмотревшись, женщины ощутили комплекс неполноценности. Чтобы ощутить равенство с установленным статусом или превосходство, нужно приобщиться к бренду. Смысл этой программы — привлекать к своему бренду и побуждать к покупкам. И большинство женщин штурмуют сайт и магазины Quelle, чтоб соответствовать показанному статусу «настоящей» женщины. Тоже самое, с детства в девочках культивируют куклы Barbie, Bratz, Moxie girls. Аналогичная ситуация со смешариками. Придумали смешариков, показали по телеку, понавыпускали наклеек с их мордами, и дети ноют, вынуждая родителей разоряться на совершенно бесполезные вещи. Дети тут ни в коем случае не виноваты, просто это ещё одна модель устройства сбыта товара. Всё это побуждает к одному — совершить покупку. Ведь человек оценивается в рыночном мире своей покупательной способностью. Если он может покупать, его всегда рады видеть в любом магазине. Точнее не его, а его кошелёк. Так же и воспитывается большинство девушек, которым не парень важен, а его кошелёк.

Необходимо понять, кого формирует рынок, заботится ли он о человеке или о своём существовании. Ведь он, чтобы выжить, вынужден изобретать всё новые и новые методы сбыта продукта, и формировать на основе этого угодные рынку потребности человека. Вот человек хочет какую-либо вещь. Надо задаться вопросом, почему он её хочет? В связи с чем? И как формировалось его желание? Нужно ли оно ему или нет? Несёт ли это какой-то смысл? Ведь человек чаще всего сам не осознаёт, почему он решил купить вещь, и что его побуждает приобретать энное количество вещей. Эти вопросы будут приводить к истокам выявления сути происхождения самих вещей. Сняли «Человек-Паук», на следующий день уже везде на прилавках журналы, наклейки, карточки, маски, костюмы, игрушки, представляющие человека-паука. И все поклонники человека-паука обязательно должны приобщиться к образу, путём покупок этих идолов. Огромная прибыль. Вышла группа «Ранетки». Пошла новая волна фанатизма у девочек-подростков. Опять же наклейки, плакаты, журналы, компьютерные игры «Ранетки». Выпустили фильм «Сумерки», — девчёнки с ума сходят. Каждая вторая побежала покупать журналы с героями и тесты совместимости пар. Если в самой человеческой жизни нет смысла, значит смыслом жизни должно быть потребление. А потребление и есть сегодняшняя так называемая демократия.

Сфера потребления давно уже вышла за физические пределы реальности. Теперь люди сидят в своих индивидуальных ячейках, не отходя от монитора компьютера и делают заказы в интернете. Сайты интернет-магазинов модной одежды известных брендов до такой степени врезаются в разум и манипулируют сознанием, что погрязшие в них в буквальном смысле, ощущают в себе комплекс неполноценности. Им кажется, что имеющаяся у них самих в гардеробе одежда, утратила прежний вид, вышла из моды и вообще перестала нравиться. Комплекс неполноценности в таком случае заключается в утверждении, будто обывателю нечего надеть, даже если шкаф будет заполнен одеждой. На ряду представленным модным товарам интернет-магазина, собственная одежда становится, чуть ли не тряпкой на швабру. Это вызывает желание удовлетворения новой потребности, которая возникает в результате чувства отсталости, комплекса неполноценности, ощущение себя подобно нищему. Ведь подача товара в элитном виде, подразумевает причастность каждого покупателя к элите, что будто бы повышает его самооценку, комплекс неполноценности заменяется комплексом превосходства. Этот процесс манипуляции будет продолжаться вечно, пока человек видит смысл в удовлетворении желаний, формируемых рынком. Одна потребность в шмотке будет сменяться другой потребностью в шмотке. К чему это приводит? Это, прежде всего, отражается на психике человеческого организма, что нередко приводит к депрессиям, из-за вечного ощущения собственного нищенствования, с момента выхода очередной модной тряпки, которую обязательно нужно купить, чтоб опять заменить комплекс неполноценности, комплексом превосходства. В этом процессе смысла нет, но он нужен для того, чтоб поддерживать рыночный баланс производства-сбыта продукции. Люди, гоняющиеся за товарами рынка, чтоб приобрести статус человека, как будто они не люди, конечно, этого не понимают, что нередко приводит к всевозможным скандалам на почве неудовлетворённости в каком-либо товаре. Таким образом, взрослые ничем не отличаются от детей, ноющих от того, что им не купили игрушку. Если ребёнок начинает просто плакать, то взрослые закатят скандал. И всё это будет происходить вокруг вещей. Вот и всё. Вот и вся философия. Всё мировоззрение обывателя вертится вокруг вещей. Мыслить дальше вещей — сразу начинает болеть голова. Всю основу существования простого обывателя составляют вещи. Смысл жизни — в удовлетворении вещами. Таким образом, ссора — это конкретный экономический процесс. Человеческие разногласия это тоже экономический процесс. Если присмотреться из-за чего возникают разногласия, то окажется очевидным, что причина тому рыночное сознание. На почве неудовлетворённости, экономический процесс, рождает новый спрос. Неудивительно, что они в погоне за модными вещами стремятся возвыситься до статуса человека, ибо в этом положении ничем не отличаются от скота. Мысль одна — дай и всё. И вокруг этого «дай» формируются целые учения и идеологии маркетинговых манипуляций и системных мышлений, о том, как выгодно продать и как заставить купить, что являет собой, по сути, целую систему манипуляции человеком в угоду прибыли. И при этом их не интересует, что у кого-то будет болеть голова от ощущения собственной неполноценности, после просмотра яркой рекламы модных современных товаров, определяющих социальный уровень человека в обществе. Их не волнует то, что у людей происходят депрессии и нервные срывы, которые заканчиваются скандалами из-за тряпок. У них мысль одна — купи-продай. А это подразумевает, если вкопаться в подробности, определённую систему психологических манипуляций человеческой личностью, лишь бы чтобы продать и заставить купить. Они не только сделают вас нищим, но и породят глубочайшую депрессию, выход из которой будет один: приобщиться к их модному бренду и подняться до статуса человека. Пока человек сидит, с откуда ни возьмись взявшимся комплексом неполноценности, с экранов телевизоров, плакатов и рекламных щитов, на него смотрят счастливые улыбающиеся лица и говорят: ведь вы этого достойны! Вот оно счастье, в достоинстве подняться до уровня человека, путём покупки рекламируемого товара. Вы представляете, сколько людей свихнулось на этом? Они готовы в ногу бежать, работать и подрывать здоровье, лишь бы приобрести вещь, которая поднимет их достоинство на одну ступень по пути иерархической лестницы, оценивающей достоинство человека. Далее, когда прежняя мода пройдёт, вспыхнет новая, картина заново повторится. Опять начнутся те же возгласы насчёт «нечего надеть», и опять возродится комплекс неполноценности, который опять, как по написанной программе, будет заменён комплексом превосходства, ощущением причастности к элите, к цивилизации, ощущением себя человеком. Притом, он будет всё время подниматься на одну и ту же ступень статуса человека, но топтаться на одном месте. Так в какой иллюзии мы все пребываем и на что расходуем свою жизнь? Об этом нужно постоянно задумываться. А чтобы вообще как-то приходить к таким мыслям, нужно всегда искать в событиях причинно-следственные связи. Вопрос «почему» должен постоянно присутствовать в голове. Тогда начнут проявляться не только местные системы манипуляции в пределах торговой сети, но и глобальные финансо-экономические, политические манипуляции.