Роман Колесниченко

Как западные бренды эксплуатируют восточноазиатских рабочих

Восток и в наше время, как во времена колониализма, работает на запад. Достаточно взять примеры крупных, известных нам, транснациональных корпораций, чтобы понять, что они эксплуатируют восточноазиатские народы экономически отсталых стран восточноазиатского региона. К примеру, современная молодёжь очень любит носить одежду таких фирм как Nike, Adidas, Reebok, Tommy Hilfiger, джинсы Levi’s и прочее, поддерживая бренды этих компаний, и принося ей огромную прибыль. А в свою очередь, эти компании тратят миллиарды на рекламные кампании в поддержку своих брендов и своего имиджа. Вся эта клоунада поддерживается в атмосфере любви, здоровья и заботы о человеке. 

Если основатель компании Nike, Фил Найт давно уже долларовый миллиардер, то, к примеру, швея на предприятии «Wellco», поставщике Nike из Китая, зарабатывает 17 центов в час. Одна и та же индонезийская швея, нашивающая одну эмблему за другой фирм Nike, Adidas, Reebok, Puma, получает всего 2 доллара в день, в то время как покупатели по всему миру платят за пару кроссовок 100-150 долларов. Nike не произвела на территории США ещё ни одной пары кроссовок. 

Рабочие на фабриках Nike в Азии (большинство которых составляют молодежь и женщины) работают по 50-60 часов в неделю. Nike платит 42$ в месяц рабочим на своих предприятиях во Вьетнаме. В Пакистане молодые ребята получают по 6 центов в час при десятичасовом рабочем дне за шитье профессиональных мячей NikeFIFA. Всё это при том, что условия работы на предприятиях Nike просто ужасные, используются жестокие наказания и пытки. Не раз были зафиксированы случаи сексуального насилия по отношению к работницам на фабриках Nike в Корее и Вьетнаме. Nike жестоко пресекает все попытки создания профсоюзов на своих предприятиях в Азии.

Несмотря на это бойкоты Nike происходят по всему миру, не только самими рабочими, не согласными быть рабами, но и простыми гражданами, являющимися потребителями продукции этой компании. 

Всеми известная фирма Adidas эксплуатирует работников фабрики «Yue Yuen» в Китае, оплачивая 21 цент в час и заставляя работать от 60 до 84 часов в неделю.

В конце 2002 года 350 работниц устроили демонстрацию протеста на таиландской фирме «Bed and Bath Prestige Company», работавшей на такие концерны, как Nike, Levi Strauss (джинсы Levi’s), Adidas и Reebok. Владельцы фирмы задолжали работницам по зарплате и компенсациям на общую сумму 400 тысяч евро. Кроме того, женщины сообщили о принудительных переработках. Им даже давали питьевую воду с подмешанными в неё амфетаминами, чтобы они могли работать до поздней ночи. Даже заболев или забеременев, они были обязаны трудиться дальше. После протестов потребителей таиландское Министерство труда частично выплачивало работницам компенсацию. 

Бельгийская компания C&A на фабриках в Индонезии эксплуатировала рабочих, заставляя сверхурочно трудиться под угрозой крупных штрафов. Протестующих работниц сажали под замок, подвергали сексуальным домогательствам, а если выяснялось, что женщина забеременела, её увольняли без сохранения содержания.

Всеми любимая компания Уолт Дисней, мультики и фильмы которой смотрят миллионы детей по всему миру, эксплуатировала рабочих фабрик поставщиков из Китая и Бангладеша. В Бангладеше работницы вынуждены были под побои надсмотрщиков, по 14 часов шить диснеевские майки. Вознаграждение за одну пошитую майку равнялось 5 центам США, тогда как концерн эту же майку продавал за 17,99 долларов. В Китае, на китайских фабриках-поставщиках, производящих товар для «Walt Disney Company», эксплуатировали 16-летних работниц, работавших в ужасных условиях труда, 18 часов в день, семь дней в неделю без выходных, много месяцев подряд. Зарплата за месяц составляла от 38 до 63 евро. 

А что говорить о МакДональдс, который расплодился по всему миру, как раковая опухоль со своими гамбургерами. Его филиалы обслуживают миллионы людей по всему миру, продавая гамбургеры, и принося огромную прибыль этой компании. Сама же компания эксплуатирует детей на китайских предприятиях — поставщиках «Happy Meals» для МакДональдс, заставляя детей работать по 15 часов в день за 1,49 евро, с 7 утра до 10 вечера. А когда заказов много, у них вообще не бывает выходных. В то время как одни дети работают до посинения, производя продукцию, другие «счастливые» дети западных стран, ходят в МакДональдс всей «счастливой» семьёй, и покупают эту «счастливую» закуску, и получают ещё в придачу диснеевские фигурки типа Снупи, Вини-Пуха или Hello Kitty.

Эти факты приводить необходимо, чтобы понять, на кого мы работаем, будь-то добровольное рабство западного мира, или принуждённое восточного. Важно понять, что это рабство, в какой бы форме оно не выражалось. Обслуживаем ли мы магазины Adidas, Nike и Reebok, в виде продавцов-консультантов, или китайские и индонезийские швеи принудительным трудом за 2 доллара в день. В любом случае, мы обслуживаем корпорации, и скованы кандалами временного графика, за который нам, как рабам платят среднюю зарплату, чтоб мы не умерли с голоду. Красочные бренды завлекают неразумных рабов к приобщению к их миру, таким образом, заставляя работать на себя. Все работают на корпорации.